О творчестве Гурцкой Дианы
Внимание! Заполните форму ниже и получите подарочный купон с 25-процентной скидкой на все изданные книги!
Первые два хита Дианы Гурцкой, появившиеся на радиостанциях в конце девяностых, меня сильно не заинтересовали. Они прошли мимо меня. Это были песни «Ты здесь» и «Зеркало моей души». Я знал, кто их исполняет, но и только. Не знал тогда я и того, что Диана, как и я, незрячая. Внимание же моё привлёк её третий хит — «Лебединая песня». Он мне очень понравился, и с него я начал интересоваться творчеством Дианы. Тогда-то более внимательно вслушался и в предыдущие её песни, найдя их довольно интересными. Приобрёл первый альбом певицы, которым остался очень доволен. Радовали качественные, хорошо сделанные аранжировки, радовали мелодии, мотивы песен, радовал и приятный женский вокал, — в этих песнях было всё, чего так не хватало в песнях последних лет: смысл, мелодия, вокальные данные у исполнительницы. Диана в кратчайшие сроки стала моей любимой певицей!
Примерно год спустя мне удалось с ней пообщаться. Общение было кратким, и Диана, конечно же, его не запомнила. Она приезжала в наш город, и на одной из местных радиостанций был прямой эфир с её участием. Так получилось, что эфир тот был не очень длительным, и дозвониться успел только я один. Хотелось, конечно, о многом спросить, но время поджимало, и пришлось остановиться на нескольких банальных вопросах: что вы слушаете, что читаете, когда выйдет новый альбом — и так далее.
Примерно в это же время на одном из телевизионных каналов мне довелось посмотреть ещё одно интервью с её участием. Мне очень понравилось то, как держалась Диана, как отвечала на задаваемые ей вопросы. Её ответы вызвали у меня уважение к ней. Она говорила о том, что не будет выпускать слишком много альбомов, делая это, как иные звёзды шоу бизнеса, через каждые три-четыре месяца; что она берётся за исполнение только тех песен, которые близки её сердцу и душе, которые она может исполнить так, чтоб это были не просто кое-как спетые тексты, но песни с душой; что альбом должен быть качественным, не содержащим ремиксов и прочих извращений над песнями; что не представляет себе ремиксы на свои песни, что в ремиксах теряется душа песни и так далее. Мне очень понравились эти её суждения, я был с ней полностью согласен.
Вскоре вышел второй её альбом, в котором также, как и в первом, было много замечательных песен, исполненных с душой. В нём были и песни, которые до Дианы исполняли иные люди, но Диана не просто перепела их, она действительно дала этим песням новую жизнь. Даже «Баллада о любви» Владимира Семёновича Высоцкого не казалась в её исполнении какой-то пошлятиной, что вышло из перепевания этой же песни Владимиром Пресняковым. Диана дала этой песне немного иную окраску, но не испортила её. Второй её альбом мне понравился не менее первого. В песнях, вошедших в него, были всё те же составные, по которым я сужу о хорошей музыке: вокальные данные исполнительницы, мотив, мелодия, хорошая аранжировка.
Но за вторым альбомом начали появляться новые песни, песни для третьего альбома — и вот тут-то пришло первое разочарование. Сначала появились ремиксы — те самые ремиксы, которые, по словам самой же Дианы, лишали души её песни. Диана столь отрицательно о них отзывалась, и теперь они были сделаны на её песни! Да, конечно, можно предположить, что они были сделаны без ведома и согласия на то самой певицы. Какой-нибудь ди-джей, ища «жертву» для своего очередного музыкального извращения, остановился именно на её песнях, выбрав их для своих экспериментов. Я так и решил. Но после этого стали выходить и новые песни Дианы, где она начала повторять голосовые ужимки своих безголосых коллег, будто с силой выжимая из себя какие-то тягуче-скрипучие звуки, идущие вначале строк. Изменениям подверглись и фонограммы, начавшие терять свою мелодичность, всё больше и больше походя на современные ритмы, где основную роль играют партии ударных, а всё остальное либо вообще отсутствует, либо служит мелким дополнением. Я был разочарован. Диана, которая говорила о песнях, исполненных с душой, которая протестовала против ремиксов, — и вот, её новые песни, лишённые этой самой души, ремиксы. Появлялись вместе с тем и хорошие, как прежде, песни. Но были и эти, другие, бездушные, — и это сильно огорчало.
Хотя, конечно, далеко не всё зависит от самой певицы: есть ещё продюсеры, со мнением которых приходится считаться, и, вполне возможно, что изменения, которым подверглись песни Дианы, были сделаны не совсем по её воле. Но для меня, как для её слушателя, как для человека, полюбившего её творчество, её песни, это мало о чём говорит. Раньше я с большим нетерпением ждал её новые песни, её новый альбом, а теперь... А от того, что, оказывается, певец или певица не являются главными в своём творчестве, что они вынуждены подчиняться воли своих директоров, продюсеров, от того, что эти продюсеры не заботятся о качестве песен их исполнителей с культурной точки зрения, с точки зрения искусства, а преследуют одну лишь цель — нажиться, от всего этого становится ещё грустнее.
А ведь так хочется новых светлых песен, исполненных с душой! Так хочется, чтобы певцы и певицы, начавшие их исполнять, и дальше продолжали это делать, чтобы им никто не мешал дарить людям радость, развивать и совершенствовать свой дар, свой талант, не превращая его в инструмент наживы, финансового обогащения!
Так этого хочется!
После написания данной статьи, — где-то через полгода, — у Дианы выходило несколько весьма не плохих треков. Похожих на её ранние работы. Потом же она куда-то пропала. Да и это, пожалуй, к лучшему. Гораздо лучше, когда выдохшийся исполнитель (или актёр, писатель — не важно, кто) уходит сразу, как начал скатываться, нежели тянет до последнего, сжегая свою популярность и убивая все добрые о нём впечатления. Взять ту же Пугачёву: что было в семидесятые-восьмидесятые годы, и что сегодня? Охрипший паровоз, несущий какую-то бредню и окалесицу!.. А Боярский: это ж породия на того Боярского, которого все слышали лет 20 тому назад! Зачем вот этим всем портить впечатления, уродовать воспоминания? Выдохся: всё, уходи. Да, тяжело, но зато в памяти народной ты останешься любимым исполнителем, а не пугалом огородным!..
А чего в исполненной версии Преснякова ты пошлого нашёл?..
У Высоцкого эта песня исполнена с чувствами, с душой, она — живая. У Преснякова это просто эстрадная песня, просто текст, спетый под музыку. Может, он и не плохо спел, но без надрыва, без эмоций, без той чувствительности, которая была в авторском исполнении.
У Гурцкой, как мне кажется, получилось перепеть лучше, нежели у Преснякова. Возможно, потому, что женский голос в эстрадную вариацию этой песни как-то лучше вписывается. Хотя и чувственности у Дианы побольше вышло — в те годы она ещё заботилась об этом.
Грустно, что её не на долго хватило!.. А как себя подавала в первые-то годы: я, дескать, никогда не буду выпускать ремиксы на свои песни, ибо они уничтожают чувственность, эмоциональность песни. Я, мол, не выпускаю один альбом за другим, ибо уделяю особое значение _качеству_ песен, стремлюсь к тому, чтобы песни были записаны с душой — и т.п.
И первое время у неё это получалось. Но лишь первое. А потом пошло стандартное: улю-лю, гони гусей!.. Муси-пуси, ча-ча-ча... 🙁
Артём, я вот только что послушала версию Преснякова, и, честно, мне понравилось ) Абсолютно никакого дискомфорта при прослушивании не было ) Всё, о чём ты говоришь, это — дело вкуса, а о них, как известно, не спорят, и уж тем более, на мой взгляд, лишнее — выражать свои вкусы оскорблением в адрес исполнителя, мол, пошлятина у него )) Без надрыва, говоришь, без чувств? да просто у каждого своя чувственность, своя эмоциональность, свой надрыв, не обязательно петь так, чтобы «на разрыв аорты», если не привести более грубую аналогию...
А если сравнить перепев с авторской версией, то что на твой взгляд лучше?
Я вот, к примеру, не вижу многого того, что есть у Высоцкого, в той версии, что представил Пресняков. И если б он что-то своё на эту же тему написал, а не просто перепел, то был бы совсем другой разговор. А так...
Для каждого голоса есть свои песни. И то, что классно исполняет один человек, может в разы хуже исполнить другой. При этом этот другой может в своём жанре быть и не плохим исполнителем, но...
Удивишься, но авторская версия для меня даже слегка жёстковата, хотя, конечно, высоцкий есть Высоцкий, тут без вопросов ) Послушала Гурцкую ) Ых, не для противовеса говорю, а из сложившегося впечатления — она мне показалась дохлой... Безэмоционально было её слушать )) Повторяю — дело вкуса )
Против Высоцкого — однозначно! Против Преснякова... Быть может, мне импанирует то, что у неё — чётко выраженный женский голос, а у него — скажем так, не совсем мужской... Ну, точнее, тот голос, которым он поёт, не совсем мужской. Я в некоторых песнях, не зная, что это Пресняков, вообще принял его за певицу с противным, обкуренным голосом!..:)
Какой-то, помню, был у него трек в конце 90-х, и я, его слушая, был на все сто уверен в том, что поёт женщина. Смутило только то, что _она_ поёт о _ней_. Хотя тогда уже были «Гости из будущего», так что и это было привычным. Но когда после трека назвали имя _исполнителя_!:)
Я, кстати, в те же 90-е думал, что «Пресняков» пишется через «л»:) А «Ворум» — через «н»!..:)))
Артёёёём! Заворачивает меня с твоей категоричности ) У мужчин, у певцов, что, не может быть красивых высоких голосов?! ну, ты даёшь... Дело вкуса, дело вкуса... *спокойствие, только спокойствие*
Думается мне, что в случае с Пресняковым всё гораздо прозаичней: он, как и Маликов, вынужден срываться на фальцет, ибо не может своим обычным голосом нормально петь, попадать в ноты.
А что до голоса в принципе, то всё может: и у мужчины — женский голос, и у женщины — мужской. Но мне всё же нравится, когда у мужчины — мужской (классный такой бас, баритон или чего там ещё?), а у женщины — женский (мягкий, нежный голос).