Как нейтрализовать стихотворение-убийцу?

Как нейтрализовать стихотворение-убийцу?

Внимание! Заполните форму ниже и получите подарочный купон с 25-процентной скидкой на все изданные книги!




Серьёзную опасность для духовного и психического состояния человека, разумеется, может представлять не только эстрадная поэзия. Да, безусловно, эффект присутствия, личный контакт с автором, влияние его харизмы в сопровождении звукового оформления и тщательно продуманной визуализации – всё это является очень мощным инструментом воздействия. Однако, и письменное слово обладает огромной силой. К тому же, в отличие от живых концертов, имеющих временные и количественные ограничения, письменное слово способно работать на протяжении многих лет или даже десятилетий. Тут всё зависит от степени его распространённости.

Следовательно, мы вновь подбираемся к посылу, заложенному в стихотворение, ибо именно посыл – ключ ко всему. Подача поэтического произведения, будь то публикация в интернете, издание сборника, запись аудио или живое выступление, — ничто иное, как способ коммуникации с читателем. Да, различные способы имеют разный коэффициент эффективности. Тем не менее, первичным всё же остаётся то, что именно автор доносит до своего читателя, а не то, каким образом он достигает поставленной цели.

Разумеется, среди поэтов крайне мало тех, кто осознанно использует слово в качестве оружия. Как правило, разрушительными свойствами стихотворения наделяются случайно. Автор, чаще всего изливая душу в поэтических строфах, даже не задумывается об этом. Он стремится поделиться собственными переживаниями, различными чувствами, его переполняющими. Если в качестве примера взять стихотворения о любви, то здесь нередко можно встретить довольно драматическую историю. В таких стихотворениях очень много боли, отчаяния, а порою – даже озлобленности. И лишь у зрелого поэта – присутствует надежда.

Да, неразделённая любовь – очень частое явление. С ним, пожалуй, каждый сталкивался хотя бы единожды. Разумеется, в подростковом возрасте именно это состояние души становится толчком к тому, чтобы взяться, как говорится, за перо. И нет ничего плохого в том, чтобы писать о безответной любви. Особенно, если автор рассказывает о своих собственных переживаниях, а не списывает их с кого-то другого.

Вопрос лишь в том, как всё это подать. В 2012 – 2013 годах я в очередной раз столкнулся с безответной любовью. Чувства оказались достаточно сильными, что обернулось такой же душевной болью. В голову пришли строфы, ярко и довольно полно передающие моё душевное состояние. Сложились, как мне показалось, неплохие образы. Естественно, всё вышло очень грустно и печально. Перечитывая написанное, я понимал, что в таком виде стихотворение нельзя публиковать, ибо оно, переполненное болью и страданиями, несёт в себе лишь разрушительный посыл.

Стихотворение отправилось в творческий архив, где и пролежало около года. Летом 2014-го, желая отвлечься от происходящих в Луганске событий, я вернулся к нему. Внимательно перечитал. Задумался над тем, как же окончить повествование, чтобы финальным аккордом всё же зазвучала надежда. И практически сразу пришли такие строчки:

«мечты разбиты; я с трудом справляюсь.
но мы, душа, с тобой ещё споём!..»

Всё, пазлы сложились! Получилось следующее стихотворение:

Моя душа

Не плачь, моя душа, и не терзайся.
не в силах я что-либо изменить.
забыться в суете ты постарайся.
у нас с тобой одна задача — жить.

тебе, моя душа, безумно больно, —
ты днём и ночью, знаю, слёзы льёшь.
тебя тревожу мыслями невольно,
воспоминаний вновь вонзая нож.

совсем не думать я о ней пытаюсь,
но не могу — все мысли об одном.
мечты разбиты; я с трудом справляюсь.
но мы, душа, с тобой ещё споём!..

Да, стихотворение по-прежнему переполнено горькой болью и страданием, однако, теперь его сложно будет отнести к числу поэтических убийц. Напротив, благодаря светлому посылу, заложенному в финальную строфу, оно, попав на глаза к читателю, столь же остро переживающему горечь неразделённых чувств, сможет оказать моральную поддержку. Первые строфы откликнутся в душе читателя, резонируя с его собственными переживаниями, тогда как заключительный катрен вселит надежду, придаст уверенности и сил для дальнейшего движения по жизненному пути.

Именно в этом заключается одна из главных задач поэзии: обрисовав знакомую ситуацию, показать, что из неё есть выход, что всё не так уж и плохо, нежели кажется на первый взгляд. Естественно, пример с безответной любовью очень прост и очевиден. Тем не менее, и стихотворения, переполненные горькой отравой, вызванной первым (а быть может, и далеко не первым) разочарованием, лишённые хотя бы толики чего-то светлого, обнадёживающего, способны причинить непоправимый вред, став последней каплей терпения. Мы ведь не знаем, кто и в каком душевном состоянии будет читать наши стихотворения. Однако, кто их написал, тот несёт и ответственность за любые последствия им написанного. И об этом надо помнить всякий раз, когда из-под пера начинают вытекать новые строфы.

data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,lj,gplus">


Похожие записи

Количество просмотров: 29

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *