Рецензия на роман Марии Вороновой «Сестра милосердия»

Рецензия на роман Марии Вороновой «Сестра милосердия»

Внимание! Заполните форму ниже и получите подарочный купон с 25-процентной скидкой на все изданные книги!




Действия во многочисленных произведениях Марии Вороновой, как правило, разворачиваются либо в 80-е – 90-е годы, либо в наше время. Но каждое правило, как известно, имеет исключение. Исторический роман «Сестра милосердия» погружает читателя в бурлящую пучину трагических событий столетней давности. Очень рано потеряв родителей, юная княжна Элеонора Львова оказывается на воспитании у родной тёти. Непривлекательная девушка, обладая острым умом, блестяще оканчивает Смольный институт. За душой у Элеоноры ничего нет, но Ксения Михайловна Архангельская всё же надеется найти для племянницы подходящую партию. Однако юная княжна неожиданно сближается со своим дядей, известным хирургом Петром Ивановичем Архангельским, и решает стать сестрой милосердия. Чуткая, отзывчивая на чужую боль, Элеонора всей душой стремится помогать ближним. И это у неё отлично получается, в отличие от устройства собственной жизни.

Мария Воронова "Сестра милосердия"

Мария Воронова «Сестра милосердия».

Первые главы романа своей структурой напоминают годы лихолетья: то действительность чередуется с многочисленными воспоминаниями Элеоноры, то мелькают краткие эпизоды из жизни молодой сестры милосердия и её близких. Такой ритм, с одной стороны, раскрывает всю предысторию, с другой – немного мешает ощутить героиню, тонко прочувствовать события, происходящие в её жизни. Карусель мелькающих лиц не даёт разобраться в сути персонажей, проникнуться к ним симпатией или, напротив, укрепиться в антипатии. Но ближе к середине повествования темп несколько сбавляется, исчезает скачка во времени, описываемые события обрастают мелкими деталями, многочисленными звеньями, соединяющими их друг с другом. В полной мере раскрываются характеры персонажей.

По ходу повествования все основные персонажи, как это и свойственно творчеству Марии Вороновой, заметно меняются. Так, например, поручик Алексей Ланской, изначально казавшийся весьма благородным человеком, в итоге оказывается лицемерным приспособленцем, цинично воспользовавшимся наивной доверчивостью княжны Львовой. Встречаясь с девушкой, он дважды настаивает на отсрочке их свадьбы. Первый раз Ланской мотивирует свой отказ скорым отбытием на фронт – ему не хочется подвергать молодую княжну риску остаться вдовой, что вызывает как минимум понимание. Второй раз Алексей выступает против венчания, объясняя своё решение заботой об их с Элеонорой безопасности. Дескать, установившаяся власть большевиков враждебно настроена по отношению к религии, поэтому, чтобы не навлечь на себя беду, стоит повременить с ничего не значащими формальностями. Из уст поручика звучит крайне сомнительно, и Элеонора это понимает. Но жирную точку над «и» ставит известие о внезапно вспыхнувшем романе белого офицера Ланского с красной активисткой – товарищем Катериной.

«Сестра милосердия», как и реальная жизнь, полна неожиданных поворотов. Так товарищ Катерина, едва отбив жениха у княжны Львовой, получает довольно серьёзное ранение. Девушку в весьма плачевном состоянии привозят в ту самую больницу, где работает её соперница. Красной активистке грозит ампутация ноги. Но именно Элеонора, сразу же узнав Катерину, вступает в горячую дискуссию с хирургом, оспаривая принятое им решение. Ногу удаётся спасти, а товарищ Катерина со временем становится верной подругой княжны Львовой.

Судьба Элеоноры невероятно щедра на ситуации, при которых девушке приходится делать крайне сложный выбор. Отдаться любимому, которого, возможно, больше никогда не увидит, или сохранить девственную чистоту? Оказывать медицинскую помощь раненым красноармейцам или всё же попытаться перейти линию фронта, чтобы присоединиться к своим? Отклонить приглашение Александры или, памятуя всё то хорошее, что сделала для неё подруга, провести вечер в крайне неприятной компании, грозящий негативными последствиями?..

Княжна Львова – не только истинная аристократка, получившая строгое воспитание, свойственное её сословию. Она – глубоко верующая девушка, искренне старающаяся жить по заповедям. Оказавшись в тюрьме, где над ней жестоко надругались, Элеонора, не колеблясь, решительно отказывается писать заявление на своих обидчиков. Более того, девушка искренне пытается простить их. Точно также она прощает Александру, по доносу которой попала за решётку и легко соглашается стать крёстной матерью её ребёнка.

Искренне считая себя «грязной», Элеонора едва не разрушает свою личную жизнь. Её отношения с Константином Воиновым проходят долгий путь, полный всевозможных испытаний. Любовь в обоих сердцах зреет годами, а серьёзность намерений – подтверждается поступками. Оба спасают жизнь друг друга. И лишь тяжёлый, но столь необходимый разговор, наполненный болезненными признаниями, окончательно разрушает все преграды, даруя влюблённым выстраданное счастье.

Полевой врач Константин Георгиевич Воинов, как и княжна Львова, тоже – глубоко верующий человек. И тот факт, что сразу несколько персонажей открыто исповедуют православие, также отличает «Сестру милосердия» от остальных произведений Марии Вороновой, где вопрос веры столь явно не затрагивается.

Описывая революционные годы, автор практически не касается ни политической пропаганды тех лет, ни боевых действий. Всё это является как бы задним фоном, а на первый план выходят судьбы обычных людей, которые, абсолютно по-разному воспринимая происходящее в стране, стремятся выжить, пытаются найти своё место в стремительно меняющемся мире. Так, к примеру, Сергей Антонович и товарищ Катерина, активно поддерживая красных, целеустремлённо делают карьеру. Впрочем, в Катерине, едва она выходит замуж, пробуждаются подлинно женские качества – заботливость, нежность, материнский инстинкт, стремление свить семейное гнёздышко. А неожиданная исповедь Катерины перед Элеонорой побуждает совершенно иначе взглянуть на молодую революционерку.

Не менее интересна и судьба Лизы Архангельской, двоюродной сестры Элеоноры. Променяв нищего Воинова на богатого промышленника, она выходит замуж за Макса и уезжает вместе с ним в Великобританию. Девушка получает всё, о чём мечтала: шикарный дом, любимый и любящий муж, двое детей. Вот только родителей нет рядом, и тоска по ним не даёт Лизе покоя. А когда тем всё же удаётся выехать за границу, выясняется, что Пётр Иванович не видит своей жизни вне России. Архангельский не принимает власть большевиков, расставание с единственной дочерью ему тяжело даётся, но любовь к родине и долг врача оказываются сильнее. Пётр Иванович и Ксения Михайловна возвращаются в Россию. Родители на всегда лишаются возможности увидеть дочь и зятя, подержать на руках родных внуков. Им остаются лишь редкие письма, да и те со временем перестают приходить.

Революция вносит существенные коррективы в судьбу каждого персонажа, а ювелирно проработанные образы не позволяют остаться равнодушным ни к кому из них. Некоторое разочарование, возникшее при чтении первых глав, когда повествование кажется недостаточно глубоким, а события – немного разрозненными, полностью исчезает уже к седьмой или восьмой главе. А когда оказывается перевёрнутой последняя страница, душу наполняет лёгкая грусть. И это явный признак того, что книга удалась!

data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,lj,gplus">


Похожие записи

Количество просмотров: 260

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *