Как писать хорошие стихи?

Многие начинающие поэты, излив на бумагу те переживания, те мысли, которые наполняли их душу, тщательно подобрав рифму, читая свои творения, с удивлением
и горечью отмечают, что, несмотря на хорошо подобранные рифмы, на глубину и душевность строк, их стихи всё равно выходят какими-то корявыми, неотёсанными,
в них нет той гладкости, певучести, которые так ценятся в стихах, так радующих слух. Многих это расстраивает, многие бросают писать, думая, что у них никогда
не получится слагать хорошие, радующие слух, стихи, что это им не дано. А между тем всё гениальное, как известно, ужасно просто. Поэтому, пожалуй, сему
и не уделяется должное внимание в различных учебниках по стихосложению. Авторы этих книг считают, что в этом нет необходимости, что всё и так ясно и понятно.
Они, безусловно, дают в своих книгах очень ценную информацию, но ценна она только для тех, кто владеет азами — теми самыми азами, которые столь сложные
и столь просты одновременно. Именно об этих азах мы и поговорим в нашей кратенькой статье. Постараемся открыть сей гениальный секрет, сделав его действительно
общедоступной истиной.

И всё, действительно, очень и очень просто. Для того чтобы у вас получались хорошие стихи, чтобы они не казались вам корявыми и не отёсанными, нужно
соблюдать всего лишь две нормы, два правила: стихотворный размер и структуру строф. Рассмотрим оба этих понятия более детально.

Стихотворный размер — что это такое? Это различные комбинации чередования ударных и безударных гласных звуков, сохраняющиеся на протяжении всего стиха
или отдельных его частей. Это ритм. Определив ритм своего стиха, вы должны придерживаться его до самой последней строки, не сбиваться с него.

Но как выбрать ритм? — спросите вы. Как его определить? Для этого всего-навсего нужно знать, какой ритм как выглядит, что он из себя представляет.
Это как в музыке: зная, что такое рок, что такое джаз, танго, диско, вы, услышав какую-либо мелодию, ранее вами не слышимую, без особого труда определите
её направление. В стихотворных размерах всё обстоит примерно таким же образом.

Стихотворных размеров, как и музыкальных стилей, довольно много. Мы же рассмотрим только основные, наиболее часто встречающиеся. Затем вы, открыв любой
учебник по стихосложению, свободно сможете найти другие размеры, также применив их в своей стихотворной практике. Главное — чтобы вы поняли, что это такое
и с чем его едят. А для достижения данной цели достаточно и нескольких основных размеров. Итак!

Ямб — это двусложный стихотворный размер, в котором под ударением находится второй гласный звук. Например, «куда глядят мои глаза?..» Как видите,
каждый второй гласный звук находится под ударением. Всего в строке 4 пары — это означает, что данный строка написана четырёхстопным ямбом, то есть одним
из стихотворных размеров (в нашем случае ямбом), повторяющимся на протяжении одной строки четыре раза.

Хорей — своего рода перевёрнутый ямб. Он тоже состоит из двух гласных звуков, но под ударением находится первый звук. Например, «мы поедем, мы помчимся...»
Тоже, как вы видите, четырёхстопная строка, то есть состоящая из четырёх стихотворных размеров.

Дактиль — это уже трёхзвучный стихотворный размер, в котором под ударением находится каждый первый гласный звук. Например, «я за тобою пойду...» Как
видите, в приведённой строчке всего три повтора стихотворного ритма, причём третий повтор — не полный, что вполне допустимо.

Амфибрахий — также трёхзвучный стихотворный размер, но под ударением в нём находится каждый второй гласный звук. Например, «куда же пропала подруга
моя?..» На строке четыре повторения ритма, один из которых — неполный.

Анапест — также трёхзвучный стихотворный размер, под ударением в котором находится каждый третий гласный звук. Например, «натопи ты мне баньку по белому...»
В строке четыри ритма, последний из которых неполный.

Вы, слагая свой стих, вольны выбрать любой из этих ритмов. Но, выбрав один из них, должны придерживаться его если не весь стих, то, по крайней мере,
определённую его часть. Иногда допускаются комбинации ритмов, но не в одной строке. Можно, к примеру, одну строчку написать одним стихотворным размером,
другую строчку — другим. Или же один куплет так, другой — иначе. Но на протяжении одной строки ритм должен быть только один.

И второй момент, на который также следует обращать внимание при написании стиха, это строфы.

Что такое строфа?

Строфа — это своего рода стихотворный куплет; это определённая часть стихотворной конструкции, состоящая из определённого числа строк, зарифмованных
в том или ином порядке.

Наиболее простые и, пожалуй, наиболее сегодня распространённые строфы: перекрёстная и параллельная. Обе они состоят из четырёх строк. Но в первом случае
рифмуются первая с третей, а вторая — с четвёртой; во втором же случае: первая с второй, а третья с четвёртой.

Вот, к примеру, так:

Куда же пропала подруга моя?

Ей письма пишу, но ответа всё нет.

Терзает мне сердце грусть словно змея.

Ведь к ней так привык я за несколько лет...

Это пример перекрёстной строфы. А вот пример параллельной:

Без тебя мне не жить.

Мне тебя не забыть.

Ты останься со мной,

человек дорогой!..

Обратите внимание ещё на то, что количество гласных звуков в строчках либо одинаковое, либо разное, но чередующееся в строгом порядке. Если, скажем,
вы решили писать стих перекрёстными строфами, и в первой строчке у вас получилось семь гласных звуков, а во второй — шесть, то в третей, соответственно,
должно быть семь, а в четвёртой — шесть. И так весь стих, до самой последней строчки. Вы, как автор, вольны выбирать любую длину строчки, но стоит на протяжении
всего стиха придерживаться изначально выбранных размеров.

Стихотворных строф тоже довольно много: это и сонеты, и актавы, и терцины, и ещё много других. Но об этом довольно подробно написано в большинстве
учебников по стихосложению. Цель же данной статьи — не перечисление всех возможных стихотворных размеров и строф, а раскрытие данных понятий, подача тех
самых азов, без которых невозможно обучаться далее. Надеемся, что у нас вышло добиться поставленной цели, что вы теперь сможете во всём разобраться и
исправить допущенные ранее ошибки, что среди великих поэтов станет ещё на одного человека больше!

Но все эти знания, конечно же, не являются основным. Всё это — техника, которая хоть и имеет большое значение, но всё же не заменит данный Богом талант.
Талантливый поэт рано или поздно, но овладеет техникой стихосложения, но бездарь, изучив и вызубрив все правила, так и не напишет ни одного стиха, который
мог бы вспомниться людям спустя многие десятилетия или даже века после смерти его автора. Ищите, находите и развивайте данные вам Богом таланты, не давайте
им захиреть, остаться невостребованными, зачахнуть, и тогда всё у вас получится — обязательно получится!

16 ФЕВРАЛЯ 2008.

data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,lj,gplus">

Заполните форму ниже и получите доступ к литературно-музыкальному аудиожурналу "Мир творчества", который слушают более чем в 50 странах мира!





Похожие записи

2 комментария

  1. An-nyutka
    17 Дек, 2011

    Артём, привет! ты пишешь: «Это ритм. Определив ритм своего стиха, вы должны придерживаться его до самой последней строки, не сбиваться с него.» Ой, как же сильно я с тобой не согласна... Бывает, что какая-то строфа выделяется из стихотворения другим ритмом, и это, уверена, используется для более выразительной эмоциональной окраски, для выделения каких-то акцентов! Цитата: «Интересно строфическое строение известного юношеского «Новгорода» («Сыны снегов, сыны славян...», 1830); его (Лермонтова) первое четверостишие написано четырехстопным ямбом, а второе — целиком пятистопным. Такая перемена размера позволяет поэту передать смену интонации — ободряюще-призывной на торжественно-патетическую:

    Сыны снегов, сыны славян,

    Зачем вы мужеством упали?

    Зачем?.. Погибнет ваш тиран,

    Как все тираны погибали!..

    До наших дней при имени свободы

    Трепещет ваше сердце и кипит!..

    Есть бедный град, там видели народы

    Всё то, к чему теперь ваш дух летит.»

  2. Аргунов Артём
    17 Дек, 2011

    Ань, понимаешь, есть осмысленное выделение какой-то части стихотворения, а есть — хаос ритма, т.е. когда одна строфа написана так, вторая — так, третья — вообще иначе. А то и вовсе: разные строчки одной и той же строфы написаны разными размерами. Вот об этом я и писал в статье.

    Ритм может в определённых случаях меняться, но осмысленно. Смена ритма в определённой части стихотворения должна нести в себе какую-то эмоциональную нагрузку, при этом не разрушая конструкцию, целостность стихотворения.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *