Татьяна Успенская — «Песок под ногами»

Пару дней тому назад дочитал роман Татьяны Успенской «Песок под ногами», некоторыми мыслями и впечатлениями о котором и хочу сегодня поделиться.

Довольно интересный сюжетный подход: комбинация описания действий от третьего лица и размышлений одной из героинь. Приём хотя и не новый, но, на мой взгляд, любопытный.

Примерно в середине романа допущен небольшой ляп: на новогодние каникулы учительница возила свой класс в Ленинград. Следующий же эпизод произведения начинается словами о том, что прошло полгода после поездки, но при этом на улице, как ни странно, вновь идёт снег. Раз прошло полгода, то должен быть как бы июнь, а тут вновь зима. Правда, спустя пару страниц всё же выясняется, что на календаре февраль, и, следовательно, прошло не полгода, а всего два месяца.

Отчего-то автор так и не назвал имени главного героя произведения, учительницы литературы. Но если это ещё как-то можно объяснить тем, что половина повествования ведётся от имени самой этой учительницы, то совсем непонятно, почему она ни разу не назвала по имени своего мужа. На всём протяжении повествования героиня называет его исключительно мужем, будто у него имени вовсе и нет. И дочку они с мужем отчего-то зовут исключительно рыжиком. Причём, как выясняется ближе к концу произведения, дочка совсем и не рыжая...

Ещё бросается в глаза то обстоятельство, что в классе у учительницы как бы 30 человек, но на протяжении всего повествования мы видим лишь восьмерых. Остальные двадцать два вообще нигде не упоминаются. Их будто бы и нет вовсе, хотя в своих размышлениях учительница упорно упоминает о классе, состоящем из тридцати человек.

Конечно, ввести в роман сразу тридцать героев — это и громоздко, и, пожалуй, не оправдано. Куда проще выделить группу самых активных, и раскрыть их характеры, показать их судьбы. И для автора проще, и для читателя удобней. Но ведь можно было хотя бы где-то, пусть мельком, но показать остальных учеников? Да хоть имена их упомянуть, контрольные работы или ещё что. А то какие-то призраки получаются — и как бы есть, но, в то же время, нет их...

В целом же, на мой взгляд, не плохая, хотя и грустная, история о несчастной, одинокой, слабой и, пожалуй, запутавшейся в себе, женщине. Война, исковеркавшая её детство, обострила чувства одиночества и справедливости, в результате чего героиня взвалила на свои хрупкие плечи непосильную ношу, пытаясь, не будучи психологом и, пожалуй, даже волевым человеком, не просто преподавать литературу, но учить детей жизни, направлять их. Она хочет, чтобы дети относились к ней, как к матери, доверяли ей свои проблемы, были духовно близки с ней; но при этом, когда кто-то из ребят обращается к ней за помощью, учительница фактически оказывается бессильной, не способной чем-либо помочь ребятам.

Порой так и хочется ей сказать: да поговори ж ты с ребятами, да выслушай же их!..

Иногда и сами ребята кажутся какими-то не понятными, не естественными, что ли. Возможно, они такими представляются из-за глубокого психологического погружения во внутренний мир учительницы, из-за частого самокопания в нём...

Некоторое недоумение вызывают размышления учительницы, где она сначала про одного ученика говорит, что он всё время молчал, а тут вот заговорил, потом про другого, третьего... Получается, что у неё едва ли не весь класс состоит из каких-то забитых, замкнутых ребят, которые годами практически не разговаривали. При этом мы видим из повествования, что это не так. Выходит, они молчунами представлялись лишь учительнице, которая так хотела видеть в них своих детей, быть для них матерью, но, в то же время, совсем не знала и не понимала ребят?..

В общем, немного противоречивое произведение. Хотя, возможно, просто я не понял того, что хотела донести до меня, как до читателя, Татьяна Успенская...

data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,lj,gplus">

Заполните форму ниже и получите доступ к литературно-музыкальному аудиожурналу "Мир творчества", который слушают более чем в 50 странах мира!





Похожие записи

2 комментария

  1. Андрей Поздняков
    27 Ноя, 2015

    Спасибо за описание книги, Артём.

    Да уж, читать о женщине, которая на протяжении всего повествования не называет имени своего мужа — как-то скучно (мягко говоря)...

    Интересных тебе книг в будущем!

    С описанием которых, надеюсь, ты так же поделишься со своими читателями на страницах сайта.

    Творческих успехов!

  2. Аргунов Артём
    30 Ноя, 2015

    Ну, я не сказал бы, что произведение скучное. Есть свои моменты, есть сюжет, драматизм... Просто упомянутые мной в заметке моменты, скажем так, бросаются в глаза, вызывая какое-то недопонимание...

    За пожелания — спасибо! Конечно, буду стараться и впредь делиться заметками об интересных книгах, — тем более, что мне это самому нравится! :)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *