Размышления о поэтах и поэзии

Внимание! Заполните форму ниже и получите подарочный купон с 25-процентной скидкой на все изданные книги!




Интересно, каков сегодня процент населения стран СНГ, читающего поэзию, и много ли среди людей, интересующихся стихами, не поэтов?

Порою складывается такое впечатление, что стихами сегодня интересуются преимущественно сами поэты. Или, во всяком случае, среди людей, интересующихся поэзией, большинство за теми, кто и сам что-то пробует писать.

В принципе, это, конечно, не плохо. Но огорчает малость то, что поэзия всё же интересна довольно ограниченному, весьма малому кругу людей.

Порою читаешь русскую классику, и думаешь: как здорово тогда было быть поэтом! И дело не в славе: дескать, он такой крутой, он — пишет стихи! Нет. Дело в востребованности того, что ты пишешь.

Написал ты новый стих: и его читают, его комментируют, его критикуют — это ведь здорово! Пусть даже критики больше, нежели положительных откликов: всё равно.

На критике, если она адекватная и конструктивная, ведь и учиться можно, совершенствоваться.

Любой отклик крайне важен, и речь тут вовсе не идёт о славе и тщеславии. Хотя, пожалуй, и эти аспекты не стоит полностью сбрасывать со счетов. Но всё же, я считаю, что они не главные.

Когда есть отклик, есть обратная связь, ты понимаешь, что не зря пишешь, что твои стихи кому-то интересны.

Опять же: если отклик положительный, ты понимаешь, что движешься в верном направлении, что у тебя много единомышленников, что выбранная тобою тема интересна другим, востребована.

Если отклик отрицательный, но конструктивный, то благодаря ему ты можешь оперативно выявить те ошибки, что тобою были допущены, и исправить их.

А когда откликов нет, становится очень грустно. Возникают сомнения: а интересно ли кому-либо то, что ты пишешь, нужно ли это людям сегодня?

Ведь всегда радостней и интересней заниматься любимым делом, когда ты чётко знаешь, что результат твоих трудов ожидаем другими, что он может их порадовать, подвигнуть к каким-либо мыслям, действиям, или просто доставить несколько минут удовольствия от чтения.

Если ты знаешь, что тебя читают, тебе интересней затрагивать и животрепещущие темы, поднимать в своих произведениях проблемные вопросы, высказывать свою точку зрения, делиться своим мнением. Пускай это вызывает бурное обсуждение, дискуссии, полемики. Главное, что ты чётко знаешь, что тебя прочтут, тебя услышат.

Поэтому, мне думается, в прежние века заниматься поэтическим видом творчества было интересней: гораздо проще было обратить на своё творчество внимание, получить обратную связь. Сегодня ж, казалось, донести до других свои произведения стало в разы легче: тут тебе и интернет, и радио, и телевидение; но вот только люди стали другими — мало их сегодня интересуют стихи. И это печально!

Душа лежит к тому, чтобы писать, но практически отсутствие откликов очень огорчает. Часто возникает мысль: неужели твои стихи настолько плохи, что их даже критиковать не хочется?

data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,lj,gplus">


Похожие записи

Количество просмотров: 517

10 комментариев

  1. Аня
    23 Апр, 2012

    Артём, я неравнодушна к стихам, это факт... Есть такие, которые не можешь не прокомментировать, есть такие, которые запоминаются и приходят на ум в разных жизненных ситуациях... И откуда, собственно, такие общие выводы о том, что поэзией, де, стали меньше интересоваться?..

  2. Аргунов Артём
    24 Апр, 2012

    Ань, да выводы основаны на разных наблюдениях. Возьми хотя бы тот же издательский бизнес: сколько выходит книг с прозой, и сколько — с поэзией? Да, и поэты выпускают свои сборники, да вот только тираж их оченно и оченно мал. И, как правило, сборники эти выходят за счёт автора, ибо издательствам стрёмно вкладываться в мало популярные проекты...

    Да и так если взглянуть, образно выражаясь, по сторонам: сколько твоих друзей-знакомых вообще читают книги, и сколько из них читают стихи? Если первых ещё можно сыскать не мало, хотя их навряд ли будет большенство, то вторые если и сыщутся, то уж явно уступая первым...

    Согласна?

  3. Денис
    25 Апр, 2012

    Про критику, по-моему, и не стоит говорить: слишком уж ясна её, с позволения сказать, полезность. Замечу лишь в скобках, что духовность современных людей хоть и несколько изменилась (в связи с новыми потребностями), но суть-то осталась та же! Я сейчас поясню. Скажу за себя. Чем больше я читаю современную поэзию, тем большее в моей душе ростёт отвращение к ней. Причём же здесь время, если она дрянная?

  4. Аргунов Артём
    25 Апр, 2012

    Денис, но ведь критика бывает разной! Критика — это ж не синоним тупого и необоснованного наезда: мол, твоё творение г...но, ибо я так сказал!..

    Я вообще всю критику делю на три условные категории:

    1. Конструктивная критика, указывающая на допущенные мною ошибки, обосновывая при этом своё утверждение.

    2. Критика, основанная на личном мнении человека, придерживающегося диаметрально противоположного мнения.

    3. Не адекватный и не конструктивный наезд.

    К первой я всегда прислушиваюсь, оставляя при этом за собою право вносить или не вносить в произведения те или иные поправки; вторая мне просто интересна, ибо всегда интересно узнать мнение других людей, и это мнение вовсе не обязательно должно совпадать с моим; а вот третью я попросту игнорю.

    Что же до качества современной поэзии, то тут да, трудно не согласиться. И я, если честно, взявшись за написание данной заметки, как-то упустил эту мысль...

  5. Денис
    25 Апр, 2012

    Одыкватная критика неминуема должна совмещать в себе первые два из перечисленных вами, Артём, пунктов; ну, на мой, конечно, взгляд. А остальное уж не критика, а впрямь «ругань» какая-то 🙂

  6. Аргунов Артём
    26 Апр, 2012

    Денис, а почему обязательно? По-моему, может быть и так, и иначе. Вот смотри (ничего, что я на «ты»?), такая ситуация: я, скажем, написал, что действия происходят в таком-то городе, и что в июле месяце там темнеет, к примеру, в 22 часа. А человек, живущий в этом самом городе, мне и возражает: да нет, у нас в июле никогда не темнеет так поздно. Максимум — в 21:30. Ему, как непосредственному жителю данного города, естественно, виднее. Его замечание можно вполне отнести к конструктивной критике, указывающей на допущенную мною ошибку, которую мне таки следует исправить.

    Или второй пример: скажем, я одарил одного из героев своего рассказа примерно следующими размышлениями: «из всех отечественных автомобилей ВАЗ — самый лучший». А читатель мне и пишет: я, мол, водитель с сороколетним стажем, я перепробовал все марки, все модели, я точно могу тебе сказать, что из отечественных автомобилей лучше «Волга». При этом, согласись, оба мнения имеют право на жизнь, и тут можно как принять мнение читателя, заменив в тексте рассказа ВАз на Волгу, так и отклонить его, оставив всё так, как есть: дескать, мой герой считает именно так, и это его право. Можно вообще подискутировать с читателем на предмет отечественного автомобилистроения. Т.е. мною не ошибка в рассказе допущена, но выссказано определённое мнение по определённому вопросу, и мнений этих, в сущности равных по своему значению, может быть много. Согласен?

    Конечно, примеры не сильно литературные, но, я думаю, суть всё же в них понятна.

    P.S. Не слушал ещё сегодня выложенные треки?

  7. Денис
    26 Апр, 2012

    Ну, да; конечно, согласен, что руганью в таких примерах и не пахнет! Стало быть, я несколько опрометчиво заявил тогда про неё — sorry! Артём, безусловно, ничего! Мне и лет-то не очень много, чтобы выкать! А я не слежу пристально за всеми изменениями на сайте и даже не знаю, что появились новые песни! А где их можно прослушать?

  8. Аргунов Артём
    27 Апр, 2012

    Треки можно скачать вот с этой страницы:

    www.argunovartem.ru/audio... -chiginceva.html

    Выложил только вчера. В рассылку пока не писал, чтобы не частить. Думаю, завтра-послезавтра напишу.

  9. Ирина
    22 Авг, 2022

    Спасибо, Артем, тема интересная. Одно время я много писала и много читала стихотворений. Классика и современные авторы. Но однажды пришла к мысли, что не могу писать хорошо, а посредственно — не могу, потому что не привыкла делать некачественно. Сразу же перфекционизм с возмущением кривится от неудовольства.

    Правильно пишешь, согласна. Издателям не выгодно печатать. Авторов же стало столько, хоть косой коси. А читать особо нечего. Время от времени наблюдаю, захожу на стихи.ру. Среди завалов от современных стихосочинителей мало такого, чтобы ухватило и унесло в чтение.

    Найти рифму слову — это пол дела. А вот вложенной души в строки и строфы — с этим сложно. А на посредственность — просто жаль терять время.

  10. Артём Аргунов
    23 Авг, 2022

    Ирина, всё верно: интернет дал огромные возможности, которыми не преминули воспользоваться все, кому не лень. А порталы типа Stihi.ru — они, с одной стороны, конечно, дают желанную свободу, с другой, превращают творческую среду в некое подобие джунглей, где выживают сильнейшие — но далеко не факт, что талантливейшие. И хорошо, что теперь любой автор может найти своего читателя, и не очень, ибо читатель-то как раз от этого страдает. Он просто тонет в обрушившемся на его голову потоке произведений всевозможной степени готовности. Да и авторам приходится становиться маркетологами, ибо иначе им самим попросту не выплыть в этом потоке. Но, опять же, не всё так плохо, если разобраться. Нужно просто научиться управлять попавшими в руки инструментами. И это, пожалуй, в равной степени касается как авторов, так и читателей. Просто формы управления у них несколько разнятся, а вот цели — общие.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *